Серая стена

Такие записки приходят обычно в голову, когда сидишь на полу, обхватив руками колени, и прижавшись к ним подбородком. Дождь за окном сменяется ливнем, а ливень сменяется промозглой моросью, после которой снова идёт дождь. И кажется, что всё, что тебя окружает — одна большая серая стена, в любой точке своей поверхности — перпендикулярная взгляду.

От отсутствия контрастов — начинаешь присматриваться, не ожидая увидеть ничего. Серая краска тускло поблёскивает на мелких бугорках и неровностях стены. Кое-где, где слой краски по каким-то неведомым причинам тоньше, чем везде — проступает цвет предыдущего слоя. Взгляд начинает невольно выхватывать эти бесформенные пятна, и вот уже будто вся стена ими испещрена: раньше она была светло-зелёной.

Некоторые длинные бугорки на стене сливаются в хорошо просматриваемый рисунок: слабые очертания ромбовидной формы говорят о том, что когда-то штукатурка была положена на дощатую дранку, которая уже лет шестьдесят предельно медленно движется в толще стены так, что, наконец, выдалась на её поверхности таким продолговатым бугром.

Сколько же человек приложило руки к этой стене? Сколько на ней пятен новой штукатурки на месте вывалившихся кусков, на месте дырок от гвоздей... на которые ведь тоже кто-то что-то вешал?..

Внизу стена обрывается перед полом, не имея с ним чёткой границы. Между нею и полом есть щель, ширина которой зависит от того лишь, где на неё смотреть: кое-где в эту щель можно просунуть руку, и глубина её, говорят, такая, что дна рукою не достать.

Потолка стена касается прямо, без всяких карнизов и прелюдий, как будто, она проросла сквозь пол и врезалась в потолок, рассекая собою карнизы на других стенах. Неясный угол стены и потолка ещё хранит прикосновения пальцев строителей.

И вот, прямо под потолком переливы серого цвета встречают расплывчатые очертания цвета другого. Взгляд натыкается на лёгкую неровность стены, одновременно являющуюся границей освещённого участка. Свет лампы, направленной на стену, выхватывает молочно-белый желтоватый неровный овал. Чёрные точки на нём — мельчайшие бугорки на стене. Конечно, они всегда есть, от них не уйти, просто на освещённых участках они больше бросаются в глаза. Кто-то подчас так может засмотреться на них, что перестаёт видеть свет: так делать не следует.

В свете меняет цвет не только участок стены, освещённый непосредственно: становятся виднее проступающие пятна прежней зелёной краски, и вот уже видны повторяющиеся очертания, напоминающие цветы, нарисованные по шаблону (а воображение, тем временем, уже рисует настоящие цветы). Тени, врывающиеся в комнату из окна, — или даже не тени, а чередования света и тени, — расцвечивают серую стену настолько невероятными оттенками, что на глазах у изумлённой публики уже мелькают белые, голубые, бежевые и даже бордовые пятна.

Но главное: когда есть свет, можно увидеть дверь. Конечно, о подборе ключа можно слагать легенды, но... можно ведь просто подойти и открыть?!.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>