Понимать или чувствовать?

Здесь мне хотелось бы запечатлеть разбор одного моего стихотворения, принимавшего участие в конкурсе (и победившего), так как комментарии интересны сами по себе, и мне хотелось бы держать их где0то по-близости.

Собственно говоря, стих писался также как и всегда и он не самый лучший, просто он из хороших, как мне кажется. Он находится здесь, но я приведу его текст для удобства:

Скрежет песен

по старой пластинке сердца:

Заедают, песочат протяжный звук.

Не уместен

здесь отзвук пустых инерций;

Что стекают на клавиши с пальцев рук.

Вечереет

огни наполняют душу

Теплоты мёдом, сладостью слабых дум.

Окна тлеют:

смотри в тишину и слушай,

Как секунды дождём по стеклу бегут.

Засыпает

зима с граммофонным скрипом,

Между храпом стихи бормоча во сне.

Исчезают

снега, а на струнах скрипок

Ноют звуки, просясь на концерт к весне.

А вот то, что о нём пишут члены жюри (их четверо; привожу дословно, в том виде в котором текст идёт в первоисточнике):

БРАГИН.

В стихотворении воистину есть всё, что создает настоящую поэзию. Метафорой начатое (хоть и древне-традиционной) стихотворение сразу зовёт нас на глубину. И эстетическую и душевную. Эстетическая такова: сами песни песочат звук. Это интересно: два «пес» заставляют прислушаться, и отделаться невозможно, так как в следующем четверостишии прием повторяется: «сладость слабых дум». Снова нас отсылают к традиции. Почитав Клюева, можно смекнуть, что именно слабые думы – сладость, ибо по нему (Клюеву) дума противоположна молитве. И в следующем четверостишии прием повторен, но в некоторой вариации: «скрипом – храпом». И завершено стихотворение такой же метафорой, какой и начато: «а на струнах скрипок ноют звуки, просясь на концерт к весне». Есть всё: время, пространство, состояние. Хорошо.

ШЕЛКОВА.

По-моему, здесь явный перебор с образностью … Начиная с первых строк, читатель, как я, вместо того, чтобы понять авторский замысел, пытается представить себе сердце в виде старой пластинки…, как это можно заедать звук и тем более его песочить…, чем пустые инерции отличаются от полных, а слабые думы от сильных… Весьма шаткое сооружение вышло, и жалко, ибо построено всё, вроде, из неплохих кирпичиков, которые просто надо грамотно составить вместе, а также иметь смелость отказаться от некоторых, которые явно здесь лишние.

БАНТОС.

скрежет песен ПО? пластинке ? заедают и песочат звук песни, а не пластинка заедает ? не понравилось повторение звука- отзвука в первом четверостишии, зато понравились две последние строки,

и если переделать первые две — разобраться что и где заедает и т.п.(потому что хороший образ там все равно просвечивает) — то будет хорошее четверостишие,

и звуки в первом четверостишии — неуместны, а в последнем — уместны уже видимо — то ли потому что в первом клавиши, в последнем — скрипка, то ли еще по каким то причинам ?

ТОЛОК.

Если есть тексты, способные согревать, как хороший глинтвейн и убаюкивать, словно детские воспоминания, то этот – один из них. Здесь знакомый почерк, только вот не вспомню, чей: по всему тексту – тождество звуков, зрительных образов и движений души. Не царапает глаз и слух даже отсутствие рифмы в 3ем четверостишии. Слово «ноют» захотелось заменить менее благозвучным «хнычут», но это уже вопрос личного восприятия, потому что «ноют» у меня только комары, а дети «хнычут». Звуки, впрочем, тоже могут ныть, да ещё на струнах скрипок… Но это уже из серии моего родства с комарами (въедливость). А если серьёзно, от текста возникло ощущение, что я попала домой, в то далёкое детство, где каждый звук открывал целый букет переживаний, день стоил персональной летописи, а год наполнял за целую жизнь.

Комментировать или парировать сказанному выше — не моя цель. Мне просто хочется верить, что мне в моих стихах действительно удаётся достучаться до определённого числа читателей. В тоже время, эти отзывы частично снова констатируют влачащийся за мною всегда «феномен мерцающей нежности», о котором я когда-то писал в подобном контексте. И видимо, раз это есть, значит, это хорошо... Нет, это не просто добавляет азарта или запечатлевает некий плюрализм. Это как тень, как оратная сторона Луны — неизбежность.

Один комментарий

  1. A.C. пишет:

    Поэзия, по моему, это то, что можно так или иначе пропеть. Если нет — это не поэзия.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>