Сильнее...

Вот буквально только что закончил совершать некоторые метаморфозы гад своим компьютером и зашёл на один сайт, куда посылал свой стих «Игрок» на конкурс. Просто не мог не поделиться впечатлениями о комментарии на него, висящем там на первой странице (http://www.mlvk.ru/poet-stih-igrok.html)! В первый раз, пожалуй, я получил из вне (ты — в моём мире, не переживай) здравый и полезный критический комментарий! В первый раз прежде всего внимание обращено на смысл (который для меня главнее всего) а не на ошибки (которые и не всегда таковы). И этот смысл понят с поразительной точностью — так, как понимаю его я! По описанию предложенному этим редакотором всплываеть почти в точности тот человек, о котором писался стих в том представлении, какое у меня было о нём в тот момент (хотя — смеюсь над собой — это не мешает мне в данный момент, узнав этого человека получше, начать хотеть защищать его от редактора, а прежде всего — от себя самого). И только после этого написано 6 пунктов критики. Первый из которых мне кажется не существенным, второй принимаю — моя извечная ритмическая проблема, а остальные 4 — связаны лишь с моими своеобразными формулировками и их я могу с лёгкостью объяснить.

Воистину это, не убивая меня, сделает меня сильнее.

Комментариев: 4

  1. Надежда пишет:

    Саша, прочла стих «Игрок». Он вызвал у меня бурю личных ассоциаций. Но ведь Вы это приветствуете, правда? Так вот, тема «маски» когда-то была у меня в моих стихах чуть ли не основной. Всегда интуитивно чувствовала, что маски — явление неотрицательное, хотя почему-то большинством мнений осуждается. Выбор маски — очень сложный и интересный процесс самопознания. Правильно выбранная маска, на мой взгляд, должна обладать свойствами натуральности (естественности), непроницаемости (броня), прозрачности (искренность) и проводимости внешнего (открытости), причем одновременно. Пишу автоматически, поэтому не ручаюсь за правильность формулировок. И самое главное. Душевный конфликт возникает тогда, когда маска не позволяет быть ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ (очень люблю это понятие). Очень часто это недоразумение возникает в результате самообмана. Вот почему я большая поклонница искренности: «... уж лучше грешной и смешной быть на земле, чем стать чадоубийцею, отвергнутою небом.» — это из стиха о том, что неразумно убивать в себе чувство, если оно безответно.

    Невозможность быть последовательным очень перекликается с теорией абсурда (с ее «вульгаризированным» в положительном смысле толкованием). Вот Ваш герой находится сейчас примерно в такой ситуации — его игра привела его к абсурду.

    О качестве стиха напишу позже.

    • Александр Стадник пишет:

      Тема масок всегда являлась неотъемлемой и для меня, хотя до таких глубоких толкований я не доходил. Я считаю, что человек просто не в состоянии совершать любые «экстравертные» действия, не надевая маску той или иной степени. Да и в разговоре с самим собой мы нередко рисуемся, продолжаем действие своей наиболее удачной маски.

      Сейчас мне кажется, что мой герой (совершенно реальный человек) ощущает некую временность своей маски и получившегося из неё абсурда.

      Спасибо за содержательнейший комментарий!

  2. Надежда пишет:

    Саша, продолжу о стихе «Игрок».

    «Он так элегантно стоял» — мне очень нравится: представляется аристократичная тонкая натура, которой свойственна некоторая нервность. Именно поэтому союз «но» в следующей строке не вполне уместен. На мой взгляд. Можно было бы вообще не ставить никаких союзов, но тогда не будет созвучия с 4-й строкой, в которой, кстати, я не вижу сбоя ритма. Может быть, «Он нервно смотрел в окно:»

    В окне улыбался дождь,

    И небо слезы светлей.

    Его пробирала дрожь,

    Хотя он и был сильней.

    Первые три строки — продолжение образа тонкой, чувствительной, уязвимой натуры, отзывчивой на знаки природы и умеющей ценить их красоту. Мне нравится именно сравнительная степень слова «сильней». Но что-то не так. Возможно, неудачно слово «хотя». Вазможно. Мне больше видится именно в этом месте союз «но». Т.е. несмотря на представленный выше образ, герой не «размокает» от созвучности с природой грустью и помнит, что «главное не решено». «Хотя» звучит как всего лишь предположение о силе его натуры.

    Он громко шагнул к двери,

    Разбив каблуком тишину:

    Именно так. Лично мне очень понравилось. У меня от этих строк очень сильные ощущения именно сильной, пусть и нервной, натуры. Если бы сильный человек не был нервным (даже если этого не видно), то это было бы «бревно». Двоеточие — правильно.

    Всё та же маска горит

    И в грусти не упрекнуть.

    Очень нравится емкость слова «горит»: жива, еще в действии, но уже «засвечена» как маска, жжет своей ролью маски, изо всех сил пытаясь скрыть или подавить грусть, которой герой так боится как проявления или признака слабости.

    «От вечной игры заснув» — резюме героя, осознание просчетов в жизненной позиции (или игре), но и нежелание ее прерывать, «вечную игру» (ведь он игрок!)

    «Что можно теперь говорить,» — а вот эта строка делает усилия героя безнадежными, а нервность мышления — пессиместичным, перечеркивая в его образе силу натуры игрока. Хотелось бы, чтобы шаг к двери был не просто вспышкой недовольства собой от просчетов, но шагом навстречу ошибкам, на которые сильная натура оставляет за собой право, не сдавая при этом своих позиций (не отрицая той маски отсутствия грусти). Саша, Вы мастер емких и поэтических образов, за что и люблю Ваше творчество. И Ваш герой — сильный игрок, умеющий увидеть в хаотичном движении маятника логику (ответы и подсказки). Спасибо за стих.

    • Александр Стадник пишет:

      Вы знаете, с каждым ТАКИМ комментарием «гиперболизируется» моё уважение к тому человеку, о котором я написал )))

      Большое спасибо за такой детальный, построчный пословный разбор, а главное — за понимание образов и сути того, что я хотел передать в стихе!

      Теперь — отвечу на Ваши замечания (поскольку хочу ответить и редактору, рецензировавшему этот стих). «Но» во второй строке в моём понимании этого стихотворения очень важно: оно, обламывая растущую в первой строке интонацию и меняя её на некое недоумение, — моментально срывает маску и позволяет дальше оценивать личность уже с этих позиций. Если поменять «но» на «он» (с соответствующим синтаксисом), полностью прекратится связь между строками, поменяется интонация прочтения, что вызовет полную смену как минимум восприятия смысла, если не самого смысла. Возможно, сейчас поностью поняв стих, мы с Вами и не можем этого оценить, но это было бы очевидно для впервые прочитавшего.

      «Хотя». Да, звучит, больше как предположение. Но! Именно это слово передаёт (для меня) некое «предуважительное» снисхождение, которое вот-вот готово уступить настоящему уважению.

      «Он громко шагнул к двери,» — это продолжение маски. Герой продолжает пытаться привлечь к себе внимание. И тут — но! Он шагает к ДВЕРИ. Дверь здесь символизирует возможность перемены.

      «Разбив каблуком тишину:» — это уже второй образ, ситуативно — вытекающий из предыдущего (эти слова уже адресую редактору) он вновь должен вызывать впечатление близкое к вызываемому самой первой строкой (у Вас). Но к тому же — тишина. Тишина снова аппелирует к силе: на него продолжают смотреть безмолвно (это практически фотография).

      По поводу «горит» — Вы ювелирно папали в точку!

      Но одно меня волнует. В последней строчке первой строфы сбой всё-таки есть. Посмотрите, все вторые строчки имеют такой ритмический рисунок: «. — ... — . -», а эта строка — «. — ... — ... -». Я специально пересчитал, хоть мне до сих пор не верится, что я этим занимался... Такая положительная рецензия, в которой в первую очередь было обращено внимание на смысл стиха, и смысл был правильно понят, подстегнула во мне стремление к самосовершенствованию. Но то, что я не знаю как поступить с этой строкой доставляет мне беспокойство. Вы оценили меня как «мастера ёмких образов». Спасибо! Это самая высокая оценка для меня, так как я считаю, что только такие образы имеют право на существование. Но именно такие образы обрекают меня на невозможность маневрирования для улучшения ритмики стиха, так как манёвр должен происходить на уровне одной строки, двух слов, буквосочетаний!

      С благодарностью, Александр

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>