Разговор с материалистом

Он сидел, развалившись на диване, поставленном в треугольный эркер, даже сквозь бежевые шторы залитый светом. Черты его лица терялись из-за этого света. Он оперся правой рукой о спинку дивана, забросил ногу за ногу, от чего казался велик. У него был голос рассказчика. Я же сидел в жестком кресле с деревянными подлокотниками в тёмном углу комнаты. Я активно пытался создать видимость того, что мне очень удобно.

По комнате то и дело проносилась Дева в греческом платье. Всегда, почему-то, только в одну сторону – в кухню. Из-за этих метаний на столе появлялись тарелки, блюда, бокалы, и Бог весть что ещё.

Некоторое время застыло в молчании. Он прервал его продолжением свой мысли:

– В ходе этого сегодняшнего действа у меня появилось три вопроса, ¬– он говорил как будто не со мной, а с самой Риторикой, – Во-первых, вот… ведь как называется эта церковь?..

Я понял, что на этот вопрос необходимо ответить именно мне, хотя бы потому, что в комнате больше никого не было.

– Храм Усекновения главы Иоанна Крестителя, – подрагивающим голосом произнёс я, не зная, что за этим последует.

– Человеку отрезали голову, и в честь этого названа церковь! – я так и не совсем понял, в чём состоит вопрос, но всё же видел, что должен был что-то сказать.

«Человеку отрезали голову из-за прихоти женщины,» – подумал я, но не сказал. Не стал я говорить и про мученическую смерть во имя Его.

– Церкви освящают во имя разных знаменательных событий, указанных в Святом Писании. Ведь страдания так же характерны для жизни, как и радость

Он поёжился, поводил подбородком, помялся. Он производил впечатление человека, у которого всё нормально, всё идёт своим чередом, ничего незаурядного не происходит, всё ясно и всё объяснимо. Но тут этой посредственной тишине дали прикоснуться к чему-то из ряда вон выходящему, на что раньше не обращалось внимание, закрывались глаза. От этого становилось неуютно. Катастрофически хотелось или понять или уничтожить источник неизвестности.

Видно было, что он не очень доволен ответом. Но он задал следующий вопрос, уже без вступлений:

– Как так получается, что детей всех – несколько человек подряд – погружают в одну купель, не меняя воды, и при этом они никогда не заражаются от других, возможно, нездоровых детей?

«И вправду, ведь дети – ещё не разумные существа, и не могут в таком случае воспользоваться силой веры!» – подумал я. Но я сразу понял, что нормальное для меня объяснение – чудо Божье – не подойдёт и вызовет в этом человеке лишнее раздражение и мысль о «вольнодумстве молодости». Поэтому я силился что-то придумать, во что бы поверил материалист. И тут мне на память как раз пришлось то, что мне некогда рассказывал один мой приятель, человек не очень религиозный. Он говорил о том, что святая вода обладает некоей особой энергетикой, и что, мол, это подтверждено какими-то научными изысканиями. Я всё это, как мог доступно, начал излагать своими словами. На эти объяснения я услышал приблизительно такие слова:

– Какой же энергетикой может обладать вода!? Откуда взяться этой энергетике и как удержаться в воде? Мы знаем, что святая вода может простоять год, не испортиться и не зацвести в отличии от обычной воды. Но при чём здесь энергетика?..

«Вы мне ещё скажите, что чудес не бывает,» – промелькнуло у меня в голове.

– Ведь чудес, как известно, не бывает. О том, чтобы вода в Иордане в один прекрасный день меняла свой химический состав и становилась чудотворной, и это, в свою очередь, передавалось по всему миру, – не может идти и речи…

«Боже! Что я могу объяснить атеисту, ведь я же ровным счётом ничего не знаю! Ведь у меня же ничего нет, кроме веры!» – вопил я в душе, спокойно смотря на собеседника.

– Видимо, церковники знают определённый рецепт, который хранят в секрете, и благодаря составу, приготовленному по этому рецепту, так называемая «святая» вода и имеет все эти свойства, – продолжал добивать меня материалист.

Я не пытался ничего доказать, у меня не было средств к этому. Я сидел и смотрел, как солнце покидало восточные окна.

– Ладно. И ещё одно. Мы видели в церкви, как крестят взрослого человека. Вот какая коллизия. Что если его крестят во второй раз? Ведь даже не спрашивают никаких документов, и никуда не записывают тех, кого крестили.

– Дело в том, что до того, как церковь была полностью отстранена от государства в 17-м году, каждого новорожденного при крещении записывали в приходскую книгу, равно как и молодоженов, и умерших. Более того, крестили всегда всех новорожденных, а потому взрослых проходящих крещение было крайне мало – это были люди, перешедшие из другой веры. Сейчас перед церковью не стоит задача учёта граждан, этим занимаются другие, светские, органы. Да, может так случиться, что человек захочет принять крещение в зрелом возрасте, веря что это очистит его от грехов, или сделает это во второй раз по незнанию. Но здесь всё зависит от цели и умысла. Если человеком движет злой умысел, он ответит за это перед Богом. Священник же, не имея возможности это проверить, обязан перед Богом – исполнить свой святой долг и совершить над человеком таинство крещения.

Я хотел еще добавить, что Бог всё видит, но увидев смущённые глаза материалиста – осекся, и не произнёс больше ни слова. Мои последние слова были наиболее исчерпывающими. И, не смотря на то, что они, может, и не несли в себе прямого и чёткого ответа на поставленный вопрос, я был своим ответом доволен, а материалист впал в раздумие.

Как убедить материалиста, что Бог есть, если он его не видит? Не понимает, что всё, что он видит есть Бог. Что сам он – творение Бога, а, значит, если есть он, творение, то есть и сотворивший его!.. Логика никогда не победит потому, что её пониманию подвластно громадно меньше, чем пониманию веры. Бог есть независимо от того, верят в него или нет.

…Дева в греческом платье остановилась напротив окна и стала похожа на Пенелопу, ожидающую ночного часа, чтоб распустить свою работу. Из безгранично маленькой кухоньки высыпало множество людей, куривших там до этого. Маленькое Божье чудо оказалось на руках у материалиста. И уже больше ничего не волновало его.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>